gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание High End и Hi-Fi-аппаратура

High End и Hi-Fi-аппаратура

Есть ли радикальные отличия между High End и Hi-Fi-аппаратурой? Может быть, "хай энд" - это и есть "хай-фай", только... настоящий. Чтобы пуристы-аудиофилы не закидали нас камнями, оговорюсь, что мы имеем в виду "высокую верность" не "минисистемно"-декларированную, а действительную, ту, что выражается как серьезное стремление разработчиков добиться большего, по сравнению с тем, что реально существует, соответствует нормам и стандартам качества звучания. И еще одна оговорка: любая попытка дать какое-либо определение вещам субъективным связана по большому счету с точным соблюдением известных условий, умением выстроить приоритеты и учесть массу ограничений ("Движение относительно, а скорость света абсолютна?" Ужас!), поэтому постараемся в этот раз обойтись без "железных" утверждений.

 

Сходства и различия между High End и Hi-Fi-техникой.

 

Будем терпеливы, либеральны и (где это возможно) попробуем следовать житейской логике. Воспроизведение музыкальных записей со стандартных носителей (CD, например), основные принципы построения аудио систем, схемные решения, конструкция и состав компонентов, материалы, технологии - все это нередко в High End и Hi-Fi отличается минимально. Позвольте, в чем же разница (кроме стоимости, разумеется)? Да все в том же, в звуке. Разницу мы замечаем (или хотим заметить) на слух, с переменным успехом выявляем измерительными средствами...

Аппаратура хай энд

По нашему убеждению, наиболее ценное свойство дорогостоящей аппаратуры - предельная точность и музыкальная беспристрастность. Ничего - от себя (или "про себя"). Ньютон восхищался цветовой гаммой солнечного света, пропущенного через стеклянную призму ("Каждый Охотник Желает..."). "Топовая" аппаратура должна пропускать звук, не выделяя спектральных полос, она не может себе позволить каких-либо эмоций, ни теплой басовой окраски (красный), ни желтого соцветия средних частот, ни хрустально-голубоватой прохлады высоких.

"Оптика" звукового "хай-энда" должна быть лишена склонности к увеличению/уменьшению масштаба - передача один к одному. Задача стара как аудио-мир - высветить образ только таким, каким его создал музыкант и смог передать в записи звукорежиссер, никак иначе. Коснусь еще одной деликатной темы: какую музыку слушать. Казалось бы, дело вкуса и все такое... Из всех музыкальных жанров классический репертуар, пожалуй, самым естественным образом сочетается с техникой "хай-энда". Хорошо выполненные записи концертного исполнения содержат полный акустический спектр, широчайший динамический диапазон, массу деталей пространственного характера, натуральный звуковой масштаб и бесчисленные нюансы, связанные с воспроизведением реальной атмосферы концертного зала.

Искушенный слушатель при воспроизведении записи классики легко отличит звук действительно правильной системы. Ценители, вероятно, согласятся, что и по силе воздействия высокая классика, вобравшая многовековую музыкальную культуру, лидирует среди всех жанров по праву. Означает ли это, что "хай-энд" равнодушен к джазу или рок-музыке? Отнюдь, Настоящей системе любой звук по плечу (выбор за вами), по-этому констатируем: если "хай-энд", как говорят аудиофилы, "играет" классику, то без труда отработает и рок-н-ролл, который предъявляет гораздо более скромные требования к тракту.

На первый взгляд, это, вероятно, не кажется очевидным, однако весь наш опыт свидетельствует в пользу именно такого вывода. Заявляя, что "хай-энд" обязан "играть" все, мы чуть-чуть идеализируем ситуацию: не все то золото, что поблескивает роскошью модной атрибутики "хай-энда". Более того, не факт, что большие деньги - полная гарантия абсолютно верного звука (скажем таю истина - вещь достаточно редкая, и водится она, как правило, на воле). Безусловно, хотелось бы найти самую настоящую систему, но, похоже, что именно процесс поиска, собственно движение по пути к лучшему звуку и составляет существо этой аппаратуры.

Акустические системы High End и Hi-Fi

"Хай-энд" по сути субъективен: большинство разработчиков на свой страх и риск идут дальше установленных стандартов. Это - энтузиасты, для которых "закон не писан". Личностный аспект проявляется и в выборе самостоятельного "техно"-пути, и в провозглашении собственной "философии звука". Правда, далеко не все разработчики и далеко не всегда раскрывают "нараспашку" собственные идеи (конкуренция, "ноу-хау"). А результаты таковы, что типично массовый "хай-фай" от производителей, находящихся на разных полушариях Земли, часто гораздо ближе друг к другу по звучанию, чем техника, изготовленная на соседних улицах умельцами - г-ном МММ и г-ном NNN.

Так появляются легенды, мифы, журналистские штампы и... новая реальность: "звук от Марка Левинсона", "нюансировка Мэнлей", "округлость Кэри"... Но вот что действительно является важным, так это - обязательное выполнение "обязательной программы". Разработчик "хай-энда" знает почти все, что накопили за годы работы производители Hi-Fi-аппаратуры. Он умеет сделать так же, но всегда пытается превысить планку, устанавливая ее себе, насколько это позволяют ему собственная дерзость, финансы и в конечном итоге общественное мнение (коммерческий успех). На выставке таких было немало. Они имеют твердые убеждения, как правило, совершенно лишены снобизма, их работа - это их жизнь.

Знакомясь с ленинградцем из Америки Виктором Хоменко (фирма Balanced Audio Technology), я буквально сразу же понял, что этот человек не склонен держать в секрете какие-либо хитрости идейного плана. Знание, умение и желание делать свою технику сбалансированы в этом интеллигентном человеке гак же точно и естественно, как музыкальное звучание его балансных усилителей. На пресс-конференции с участием симпатичной Энн Мэнлей (Manley Lab.) и красавца из Sonic Frontiers наши изголодавшиеся электронщики с удовольствием "наезжали" супер техническими вопросами, на которые, к (давлению, всегда находились обстоятельные ответы (тоже никаких тайных рецептов).

Проигрыватели виниловых пластинок High End

Гости слегка посетовали, что Америка все больше денег платит за домашний кинотеатр, но, по их мнению, музыкальному High Endy альтернативы пока нет... Наиболее точно образу "хай-эндщика с выставки", на мой взгляд, соответствовали именно опытный Хоменко (15 лет работы над сверхточными приборами Hewlett-Packard) и очаровательная, строгая интеллектуалка Мэнлей. Желание увлечь рассказом о тонкостях акустического ремесла сквозило в докладах первых людей из Tannoy (профессиональные переводчики деликатно удалились после традиционного "Уважаемые дамы и господа…", в зале витало взаимопонимание).

Сообщение о концепции "настоящей верности", которая по-своему достигается специалистами-акустиками из Канады (Mirage, Sound Dynamics), вызвало энтузиазм аудитории, да такой, что слушатели долго не хотели расходиться. Ее суть - поиск ключа в области пространственных характеристик звука (еще одна "военная тайна" открыта: "миражи" будут прирастать омниполярностью, гарантирующей слушателю 60% прямого звука и 40% отраженного; это волшебное соотношение 3/2, по мнению канадцев, характерно для "живого" звука).

Итак, секреты? Нет секретов. Но вопросы остаются. Проведя на выставочных стендах три дня в скрупулезном поиске аудиоистины, я столкнулся с ситуацией, которая заставила взглянуть на проблему "по покупательски". Мне показалось, что, несмотря на изобилие "крутой" техники, главный акцент участники сделали не на экзотике и заоблачных ценах, а на доступном Hi-Fi. Безусловно, рядом всегда витал богатый звук, но купить-то хотелось не авангардный "Авангард" и Audio Note, а добротную и доступную "Ямаху", например, с парочкой "Квартов". Звук демократизируется.

Эксклюзивная хай энд хай фай акустика

Еще одно наблюдение: удивительно, но на понятном аудиофоне ("счастье - для всех") как-то незаметно выросло раскидистое дерево High End Video. Киноизображение распахнулось множеством экранов, рвануло из дорогущих проекторов (неужели - в каждый дом? С аудио мы это уже проходили). Нет вопросов, домашнее кино с проектором производит шоковое впечатление. Затемненные комнаты ухали, громыхали, постреливали в зрителей. Царящий Голливуд выпадал, выпрыгивал, вылетал из экранов, которые поражали естественными цветами, детальностью, отсутствием примитивной строчной структуры (проектор за $10000 плюс процессор-удвоитель строк за те же $10000).

Конечно, все комплекты работают с "первозонными" DVD-плеерами, конечно, кругом - окружающий звук АС-3, конечно, "Меридиан" дороже других... Но как мы ни прикидывали, деньги, вложенные только в театральность, (пока!) не очень хотят отыгрывать классический музыкальный репертуар. Увы, многоканальная аудиосистема (пока!) не побеждает "хай-эндовское" стерео. Причина в том, что нет пока мастерски сделанных источников, как и нет (пока!) "правильных" звукорежиссерских методов записи, дающих однозначное приближение к естественному концертному исполнению. В кино-то звук - утилитарная и, увы, подчиненная сторона "величайшего из искусств". Да и долгожданный диск DVD-аудио (96 кГц, 24 бита) задерживается с появлением. Ждем-с.

...Я встрепенулся: вот здесь, где-то рядом в соседней комнате... Впечатление как вспышка молнии... Неужели нашел?! Джазовый дуэт "живьем" закручивал "медлей" из популярных пьес... Так что же нам надо? Сознание, что обладаешь вещью, которая вышла из-под "пера"-паяльника Маэстро? Ощущение, что принадлежишь к избранным? Готовы ли мы поддержать неординарность авторского подхода к звуку и разделить гордость творца за свое детище, хотим ли понять его индивидуальность и защищать ее как свою собственную личность? Выставка завершилась. Технические секреты приоткрыты. Волшебство музыки осталось.